Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ установил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дал определения основных понятий, применяемых в данной области общественных отношений, а также сформулировал основные задачи и принципы такой деятельности.

Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах системы профилактики...", деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на следующих принципах, каждый из которых является обособленным и самостоятельным, находясь при этом в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности с другими принципами. В своей совокупности принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют определенную систему и призваны определять и направлять деятельность субъектов профилактической деятельности.

Принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Принцип законности означает, что профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы РФ.
  • Принцип демократизма подразумевает участие в профилактической деятельности широкого круга граждан, обеспечение их прав и свобод, а также гласности и подконтрольности обществу данной деятельности.
  • Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними исключает любые формы физического, психического и иных видов насилия над несовершеннолетними при решении задач профилактики их безнадзорности и правонарушений. Профилактическая деятельность должна организовываться на основе уважительного отношения к детям, с учетом их прав и законных интересов.
  • Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней основан на требованиях Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Основы воспитания ребенка закладываются в семье, поэтому надлежащее семейное воспитание является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а взаимодействие с семьей при решении указанной проблемы обусловлено общими задачами семьи и государства.
  • Принцип индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации предусматривает учет личностных особенностей ребенка и применение в соответствии с этим социальных, педагогических, психологических, правовых и иных мер воздействия. Соблюдение конфиденциальности полученной информации согласуется с содержанием ст. 16 Конвенции ООН о правах ребенка. В данной статье сказано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
  • Принцип государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепляет основополагающую роль государства по организации профилактической деятельности не только силами органов государственной власти, но и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями. Этот принцип призван обеспечивать и координировать усилия всего общества при осуществлении предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Принцип обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних подчеркивает приоритет правовой защиты детства как в правоохранительной деятельности, так и в государственной социальной политике.