Показания к направлению на ПМПК
Основные показания для обращения родителей (законных представителей) к специалистам ПМПК и направления на ПМПК детей с особенностями физическом и (или) психическом развитии (или) отклонениями в поведении, препятствующие их пребыванию, адаптации, развитию и образованию (обучению, воспитанию) в учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения в семье, в социуме:
- длительность и выраженность трудностей периода адаптации к пребыванию в детском учреждении, к детскому коллективу, к группе детей, с которыми ребенок общается в социуме;
- трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя детскому коллективу, отвержение ребенка коллективом;
- замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (принятие пищи, одевание, подготовка к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;
- подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;
- выраженное своеобразие, утрированность, вычурность, и другие проявления со стороны интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям его социальной адаптации в традиционных условиях;
- утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;
- наличие любых речевых нарушений;
- отставание в развитии общей и мелкой моторики;
- подозрение на снижение слуха и зрения;
- повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления;
- асоциальные тенденции в поведении;
- неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость;
- трудности в освоении образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- при необходимости перевода ребенка для обучения по адаптированным образовательным программам дошкольного/начально/основного/среднего общего образования;
- трудности в обучении и (или) воспитании, проблемы в развитии речи, нарушении слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, сложные дефекты развития, проблемы в поведении, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- определение образовательной программы для детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, детей с ОВЗ по окончании ими дошкольного образования, а также при переходе с одной образовательной ступени на другую (из начальной школы в основную, из основной в среднюю);
- определение специальных условий проведения ГИА для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- определение специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидов по программам среднего профессионального образования;
- определение специальных условий для обучения детей с ОВЗ, не имеющих общего образования, по программам профессионального обучения.
Не компетенция ПМПК
- Готовность к школьному обучению (ст. 67. ФЗ. Организация приема на обучение по ООП)
Получение НОО в ОО начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в ОО на обучение по ОП НОО в более раннем или более позднем возрасте. Т.о. ФЗ не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении ребенка в школу до 6,6 лет или позже 8 лет. - Направление ребенка в учреждения социальной защиты.
Право на образование "особого" ребенка убедительно закреплено в основополагающих российских нормативных актах: Конституции РФ (ст. 43), Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (ст. 18), Законе РФ "Об образовании" (ст. 5, 50, 52). Т.о. ПМПК "не дает" каких-либо противопоказаний к обучению детей с особенностями в развитии в ОО (п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых норм закрепляют право детей с ОВЗ, включая детей с глубокой умственной отсталостью и МНР, на обучение). - Перевод на индивидуальную форму обучения.
Обучение на дому осуществляется по медицинским показаниям и желанию родителей (Приказ Минздрава России № 436 от 30.06.2016 "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по ООП на дому") - Определение класса обучения, повторного обучения, пролонгации обучения. (Действующим законодательством не закреплена функция ПМПК как определение класса обучения. ПМПК рекомендует программу/вариант программы, которые конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Определение класса обучения ответственность образовательных организации).