Основные показания для обращения родителей (законных представителей) к специалистам ПМПК и направления на ПМПК детей с особенностями физическом и (или) психическом развитии (или) отклонениями в поведении, препятствующие их пребыванию, адаптации, развитию и образованию (обучению, воспитанию) в учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения в семье, в социуме:

  • длительность и выраженность трудностей периода адаптации к пребыванию в детском учреждении, к детскому коллективу, к группе детей, с которыми ребенок общается в социуме;
  • трудности в общении со сверстниками, явления изолированности или противопоставления себя детскому коллективу, отвержение ребенка коллективом;
  • замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (принятие пищи, одевание, подготовка к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;
  • подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;
  • выраженное своеобразие, утрированность, вычурность, и другие проявления со стороны интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям его социальной адаптации в традиционных условиях;
  • утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;
  • наличие любых речевых нарушений;
  • отставание в развитии общей и мелкой моторики;
  • подозрение на снижение слуха и зрения;
  • повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления;
  • асоциальные тенденции в поведении;
  • неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость;
  • трудности в освоении образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • при необходимости перевода ребенка для обучения по адаптированным образовательным программам дошкольного/начально/основного/среднего общего образования;
  • трудности в обучении и (или) воспитании, проблемы в развитии речи, нарушении слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, сложные дефекты развития, проблемы в поведении, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  • уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  • определение образовательной программы для детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, детей с ОВЗ по окончании ими дошкольного образования, а также при переходе с одной образовательной ступени на другую (из начальной школы в основную, из основной в среднюю);
  • определение специальных условий проведения ГИА для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
  • определение специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидов по программам среднего профессионального образования;
  • определение специальных условий для обучения детей с ОВЗ, не имеющих общего образования, по программам профессионального обучения.

Не компетенция ПМПК

  1. Готовность к школьному обучению (ст. 67. ФЗ. Организация приема на обучение по ООП)
    Получение НОО в ОО начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в ОО на обучение по ОП НОО в более раннем или более позднем возрасте. Т.о. ФЗ не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении ребенка в школу до 6,6 лет или позже 8 лет.
  2. Направление ребенка в учреждения социальной защиты.
    Право на образование "особого" ребенка убедительно закреплено в основополагающих российских нормативных актах: Конституции РФ (ст. 43), Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (ст. 18), Законе РФ "Об образовании" (ст. 5, 50, 52). Т.о. ПМПК "не дает" каких-либо противопоказаний к обучению детей с особенностями в развитии в ОО (п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых норм закрепляют право детей с ОВЗ, включая детей с глубокой умственной отсталостью и МНР, на обучение).
  3. Перевод на индивидуальную форму обучения.
    Обучение на дому осуществляется по медицинским показаниям и желанию родителей (Приказ Минздрава России № 436 от 30.06.2016 "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по ООП на дому")
  4. Определение класса обучения, повторного обучения, пролонгации обучения. (Действующим законодательством не закреплена функция ПМПК как определение класса обучения. ПМПК рекомендует программу/вариант программы, которые конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Определение класса обучения ответственность образовательных организации).