Инновации пришли в школу с введением нового закона "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ, который позиционирует общее образование как место воспитания в человеке члена современного информационного общества. Поэтому на первое место вышли информационно-коммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни один урок в любой школе. Инновационным образовательным технологиям общего образования придается значение на государственном уровне.

Локальные практики и инициативы по внедрению инноваций рассматриваются сегодня как точка роста всего российского образования. Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьезные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы.

Создание внутришкольной системы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому тоже относится к инновационной. Такие методики становятся основой инновационных площадок по конкретным направлениям. Темы инновационных проектов в школе могут быть разными: общественная активность учащихся, паритет физической и духовной культуры, модели высокотехнологичной среды и др.

Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок как основная форма организации учебного процесса. Инновации в жизни школы – это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, формы работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических методов. Современный урок строится на основе системно-деятельностного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором:

  • мышление каждого ученика активно;
  • учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности;
  • стимулируется познание;
  • происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением;
  • есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников;
  • присутствуют самостоятельность, творчество;
  • оценивается уровень полноты усвоения знаний.